Карта сайта     Печать     Написать письмо

г.Калуга 56-70-32  





 

Из истории лазертага и интересные факты об игре

Как это выглядит и происходит?

Правила игры

Оборудование для игры

Сценарии игр

Тактика и стратегия в игре ЛАЗЕРТАГ

Из истории лазертага и интересные факты об игре

Посмотреть видео



ИСТОРИЯ


1986
Компания Worlds Of Wonder (WOW) впервые использует брэнд Lazer Tag: ранней осенью 1986 начинаются пилотные продажи оборудования, которые на проятжении первых трех месяцев осуществляются эксклюзивно через компанию The Sharper Image, которая специализировалась на высокотехнологичных гэджетах.
Первым оборудованием, поступившим в продажу, был набор, состящий из бластера Lazer Tag Starlyte pistol, сенсора (датчика поражения) StarSensor, пояса и кобуры для ношения бластера, и бандажа, к которому при помощи липучек Velcro крепился StarSensor. На правой плечевой части бандажа при помощи все тех же липучек крепились полосы, обозначавшие цвет команды (красный или белый) - см.фото 2-3. Вскоре, в комплект была добавлена StarCap - кепка бейсбольного типа с закрепленным на ней сенсором StarSensor нового типа, обеспечивавшим обзор практически в 360 градусов (фото 4).
Затем появился StarVest - жилет, пришедший на смену бандажам с сенсорами StarSensor. Следует отметить, что в комплект, собственно, жилета, ни кобура (StarHolster), ни сенсор (StarSensor) не входили, а приобретались отдельно, что вносило определенную путаницу (так, на интернет-аукционе e-Bay и других, часто ошибочно указывалось на то, что жилет якобы укомплектован сенсором. Этому заблуждению весьма способствовал и тот факт, что на упаковочной коробке жилет был изображен уже с сенсором). Как и в "бандажном" варианте, сенсор крепился на жилет при помощи липучек Velcro.
1987
На втором году производства, в продаже появился шлем - StarHelmet (принципиально представлявший собой "жесткий" вариант кепки StarCap), который и был изображен на постере The Sharper Image, выпущенном еще в конце 1986 года, но, в действительности, в то время еще не был доступен потребителям.
В этом же году появилась и StarBase - АУЛ, выполнявший функции базы, цели, мишени и некоторые другие (в продвинутых играх).
Переговорное устройство ближнего радиуса действия - StarTalk Walkie-Talkie стало доступно также в 1987 году. Созданное по образцу оригинальных коммуникаторов киноэпопеи Star Trek, эти устройства также снабжались флипом и гнущейся антенной, что на то время было достаточно большой и смелой инновацией (фото 7).
Но наиболее заметным новшеством, появившимся в этом году, был бластер-винтовка Starlyte Pro, имевший фактически в два раза большую дистанцию эффективного поражения по сравнению с бластером-пистолетом, и снабженный режимом стрельбы повышенной плотности.
В этом же году произошел и первый трагический инцидент, связанный с лазертагами - в Лос-Анджелосе (Калифорния) офицером полиции был застрелен подросток, игравший с оборудованием Worlds of Wonder на школьном дворе после окончания занятий. Во время расследования инцидента, стрелявший офицер оправдывался тем, что в сумерках черный бластер-пистолет Starlyte выглядел как настоящее оружие. Впредь, для избежания подобных трагедий, бластеры-винтовки Starlyte Pro, изначально планировавшиеся в черном цвете, выпускались исключительного белыми.
И, хотя в интернете и представлено большое количество изображений черных винтовок Starlye Pro, большинство из них являются изображениями прототипов, сосканированных с плакатов предпродажного маркетинга Worlds of Wonders. Также, встречаются снимки перекрашенных в белый цвет винтовок. Все это не соответствует действительности: бластеры Starlyte Pro серийно выпускались только и исключительно в белом цвете. Правда, было выпущено 3 пробных черных прототипа (один из которых сохранился до наших дней), но ни один из них не поступал в продажу.
Инцидент в Лос-Анджелосе привел также к затемнению прозрачных дульных вставок на бластерах-пистолетах Starlyte, через которые ранее были видны вспышки при стрельбе. Это было сделано после того, как застреливший школьника полицейский в качестве оправдания заявил, что выстрелил рефлекторно, когда школьных в условиях сумерек резко развернулся, направив на него "предмет, по внешнему виду напоминавший оружие" и издавший "внезапную вспышку света", напоминавшую реальный выстрел. С тех пор, практически во всех современных лазертаговских системах, включая HSL, имитировать дульные вспышки считается не только дурным тоном, но и потенциальной опасностью.
Одной из компаний, ассоциируемой с брэндом Lazer Tag, на протяжении многих лет является и Hasbro. Позднее, они выкупят компанию Tiger Electronics, которая в 1998 году будет держателем лицензии на Lazer Tag, и позже, уже как подразделение Hasbro, будет производить игровые комплекты Lazer Tag Team Ops. Но именно Hasbro первой выпустила первый комплект оборудования, совместимый с оборудованием Worlds of Wonder - G.I. Joe Lazer Battle set.
Продажи оборудования марки Lazer Tag сопровождались масштабной рекламной кампанией - было выпущено великое множество вспомогательных рекламных предметов с соответствующей символикой, среди которых были даже скатерти, пижамы и мультипликационные ролики. Были даже выпущены две 95-страничные книги-руководства по ролевой игре с использованием оборудования Lazer Tag. 
1988
Незадолго до своего банкротства, WOW выпускает небольшое количество пистолетов и сенсоров StarSensor в белом цвете, для того, чтобы сделать их схожесть с реальным оружием еще меньшей. До наших дней сохранилось только четыре экземпляра этих моделей (два комплекта), считающихся настоящим раритетом.
1989 - 1992
WOW объявляет о своем банкротстве. Процесс ликвидации занял два года, и был завершен в 1991 году.
В 1991 году Пол Ражо (Paul Rago), один из основателей Worlds of Wonder и вице-президент по маркетингу, сформировал свою собственную компанию, специализирующуюся на разработке игрушек и продажах лицензий на них другим производителям. Компания была названа Shoot The Moon ("Подстрели Луну" - по мотивам поговорки "Выстрели в Луну - даже если промахнешься, попадешь в космос"). В этом же году к нему присоединился еще один основатель WOW - Дейвид Смол (David Small), бывший вице-президент по производству и конструированию, работавший после закрытия Worlds of Wonder в компании Lewis Galoob Toys в Сан-Франциско. В начале 1992 они реорганизовали Shoot The Moon в партнерскую компанию, приобрели права на ранее изобретенный ними же брэнд Lazer Tag и начали строить планы по возрождению этого проекта.
1993 - 1996
Shoot The Moon находилась в ожидании удобного момента для возрождения брэнда Lazer Tag. Параллельно, компания начала работать с Toymax, пытаясь создать новое оборудование. Затем, в Toymax решили разработать свою собственную систему (Laser Challenge), используя более экономные схемы производства.
В течение некоторого времени продолжались разработки нового оборудования, а затем компания подписала соглашение с Tiger Electronics (Иллинойс). В результате, брэнд Lazer Tag вернулся к жизни, на этот раз с оборудованием, производимым и распространяемым компанией Tiger по лицензии Shoot The Moon.
Несмотря на то, что новое оборудование не было совместимо со старой системой WOW и имело некоторые недоработки, оно все-таки превосходило предыдущие версии по своим тактико-техническим характеристикам (так, была увеличена дистанция эффективного поражения, модернизированы некоторые игровые функции и оптимизирована себестоимость). 
1997
В продажу поступило оборудование мордели 7-930-4 Deluxe Sport Pack, явившееся первым лазертагом, произведенным компанией Tiger. Комплект, рассчитанный на двух игроков состоял из двух бластеров-пистолетов модели Striker, технологической особенностью которых было отсутствие фокусирующей линзы эмиттера. К сожалению, технология не была отработана (что выяснилось только накануне начала продаж), и, в результате, данный комплект не дальнострельностью и прицельностью выстрела.
Тем не менее, это оборудование было неплохо воспринято покупателями и позволило реально возродить брэнд Lazer Tag.
Этот год был отмечен появлением сразу нескольких моделей оборудования. Во-первых, было выпущено переговорное устройство ближнего радиуса действия - модель Star Wars Rebel Alliance Long Range Walkie-Talkie (хотя переговорные устройства и не являлись, собственно, лазертаговским оборудованием, они также были разработаны Shoot The Moon и на то время являлись одними из лучших, обеспечивая игрокам радиосвязь на дистанциях до 1/3 мили в FM диапазоне).
В конце этого года компания Tiger официально получила права на использование дизайна по мотивам Звездных войн, что дало толчок появлению целой линейки тематического оборудования.
Модели 88-093 и 88-094, Star Wars Rebel Infantry Blasters созданные по мотивам киноэпопеи Звездные войны, представляли собой комплекты из бластера и нагрудного сенсора (первый комплект был рассчитан на одного игрока, второй - на двух). Бластеры для этих моделей выпускались в трех вариантах цветового исполнения - оранжевом, белом и сером (самым распространенным был оранжевый, самым редким - серый). Стандартно, в комплект на двух игроков входил один оранжевый бластер и один белый либо серый. Возможно, серый цвет был замещен белым по соображениям безопасности, либо представлял собой какой-то эксклюзивный вариант для ограниченного круга покупателей.
Набор модели 88-101 Rebel Command Assault / Communications pack представлял собой люксовый комплект оборудования для двух игроков, усиленный двумя переговорными устройствами и продавался эксклюзивно через FAO Schwarz.
Модель 7-941 Sport Pack представляла собой комплект для одного игрока, состоящий из бластера Striker и стационарной мишени (крепившейся на стену).
1998
На этот год пришелся "золотой век" продаж оборудования Lazer Tag от Tiger. Успех представленных на рынке моделей и лицензирование тематики Звездных войн фактически означало, что исключительно марка Lazer Tag могла копировать дизайн оружия знаменитой киноэпопеи.
Модель 7-930-4 Deluxe Two Player Sport Pack (без предоставления нового номера) представляла собой комплект для двух игроков. При этом, бластеры модели Striker были уже конструктивно доработаны и снабжены фокусирующими линзами, что позволяло, в частности, почти в два раза поднять дистанцию эффективного поражения. При этом, новшество особо не афишировалось, и даже на коробках с оборудованием продолжали помещаться изображения изначальной модели (без линзы). Также, эта модель была снабжена новой кнопкой, расположенной возле динамика, позволявшей по желанию игрока отключать фоновое звуковое сопровождение (но не звук выстрела). Кроме этого, был убран ремешок, крепивший бластер предыдущего варианта к запястью игрока.
Следует отметить, что с этого года артикульные номера оборудования начали присваиваться уже по другой схеме, чем раньше. Это, по всей видимости, было вызвано реогранизационными процессами в корпорации Hasbro, связанными с повышением роли ее подразделения Tiger Electronics. Таким образом, с этого момента артикульные номера всего оборудования дизайна от Tiger начинались с комбинации "05-", либо с "88-" - если это был дизайн по мотивам Звездных войн.
Модель 05-101 Stinger Pack: этот комплект был снабжен сенсором, который мог крепиться как непосредственно на бластер, так и на одежду игрока - в зависимости от предпочтений последнего. Помимо этого, была предусмотрена возможность "отключения" бластера после поражения игрока. Также была увеличена фокусирующая линза бластера, что позволило поднять дистанцию эффективного поражения почти до 100 метров даже в условиях интенсивного солнечного освещения. Дизайн бластера был выполнен в стиле хай-тек и, по отзывам игроков, отличался завидным удобством использования.
Модель 05-102 Assault Set: представляла собой комплект из двух бластеров-пистолетов и отделенных от них нагрудных сенсоров. Основным мотивом этой модели было максимальное ее удешевление. Так, был упрощен как пластиковый корпус, так и цветовая схема и - в три раза - количество светодиодов сенсора. Таким образом, цена этого комплекта была максимально приближена к цене оборудования от конкурента - Laser Challenge, при этом, демонстрируя лучшие характеристики в условиях яркого освещения. Дистанция эффективного поражения этой модели не превышала 30 метров.
Модель 05-103 B.L.A.S.T. Bazooka: без сомнения, этот бластер являлся наиболее выдающимся из когда-либо выпускавшихся в сегменте своего класса! По внешнему виду он напоминал ПЗРК Стингер, которыми как раз в то время афганские душманы сбивали советские вертолеты в Афганистане. Этот бластер был снабжен широким лучем поражения, позволявшим с одного выстрела "очищать" от оппонентов целые комнаты и дворы. Но это еще не все: он также был снабжен специальным - так называемым, "мортирным" режимом - имтировавшим "навесной" выстрел (с одновременной защитой фронтального сенсора использующего базуку игрока), и режимом "ружья" - при котором игрок мог использовать оптический прицел с лазерным маркером, поражая оппонентов на дистанциях более 110 метров даже при ярокм солнечном освещении. Бластер также снабжался вибромотором, имитировавшим эффекты отдачи при выстреле, и цифровым динамиком, информировавшим игрока о переключении режим стрельбы. Без преувеличения можно сказать, что появление на рынке этой модели произвело настоящий фурор среди игроков. К сожалению, цена ее была гораздо выше остальной продукции от Tiger (до 100 долларов), но, конечно, она стоила этих денег. В коммерческой рекламе эта модель рекламировалась как бластер, превращающий 8-летнего мальчика "в армию из одного человека".
Модель 05-104 Deluxe 2-Player Stinger Pack: представляла собой модель Stinger, как в 05-101, но в комплекте для двух игроков.
Модель 05-105 A.T.W.: эти маленькие "карманные" бластеры-пистолеты красного цвета являли собой попытку произвести бластеры с минимально возможной ценой (для противостояния конкурентам из Laser Challenge). Естественно, на какие-либо серьезные ТТХ в этой модели рассчитывать не приходилось. Единственным ноу-хау этих бластеров была возможность установки одного из них на горизонтальную поверхность (благодаря плоской "платформе" на рукоятке) для использования в качестве мишени при тренировках.
Модель 05-106 Deluxe Two Player Assault Set представляла собой такой же комплект, как и 05-102 Assault Set, но рассчитанный на двух игроков. 
1999
Атака Клонов - эпизод №1 киноэпопеи Звездные войны, вышедший на экраны, вызвал к жизни новую линейку оборудования, практически полностью стилизованную по его мотивам.
Из-за того, что лицензия на тематику Звездных войн предоставлялась не бесплатно, цена на тематическое оборудование была откровенно завышенной; при этом, новые бластеры не могли похвастаться какими-либо принципиальными отличиями от предыдущих моделей, кроме как дизайном. К концу года (когда продавцы подобного оборудования традиционно ожидают всплеск продаж - под Рождество), покупатели были уже сыты по горло остервенелой рекламой Звездных войн, что привело также к снижению продаж лазертаговского оборудования соответствующего дизайна.
Модель 88-401 Star Wars Episode 1 Battle Set: представляла собой комплект для двух игроков, включавший один бластер а-ля Captain Tanaka и второй, стилизованный под Destroyer Droid Blaster. Дизайн бластеров практически в совершенстве копировал прототипы из Звездных войн, кроме этого они были снабжены соответствовавшими фильму звуковыми эффектами.
Модель 88-402 Naboo and Droid Fighter Battle представляла собой комплект, имитировавший боевые корабли "на рукоятках", снабженные соответствующей звуковой схемой. Комплект был позиционирован в нижнем ценовом диапазоне, поэтому не отличался какими-либо продвинутыми ТТХ, и рекомендовался к использованию внутри помещений (вдали от яркого солнечного света).
Модель 88-404 Star Wars Episode 1 Naboo Assault Set - еще один комплект для двух игроков, созданный по мотивам Звездных войн. В отличие от остальных моделей, эти бластеры по внешнему виду напоминали реальное оружие (впрочем, как и их прототипы в фильме, дизайнеры которого, действительно, в этом случае ориентировались на "боевые" образцы оружия). Выглядели эти бластеры достаточно круто, но по современным меркам из-за своей схожести с боевым оружием, вряд ли уже смогли бы пройти допуск на производство в качестве игрушек.
2000
Конец "Золотого века". После провала продаж в рождественский сезон 1999 года, и незначительных показателей последующих сезонов, в Tiger свернули производство. Многие интересные разработки так и не были воплощены в жизнь, но, честно говоря, вряд ли они принципиально отличались от своих предшественников.
Ситуация усугублялась еще и конкурентами, причем не только в лазертаговской индустрии - Lasertag (как спорт) потерял некую монополию на потребителя, временно теснимый пейнтболом и новой волной видео- и компьютерных игр.
2003
Год очередного возврата брэнда Lazer Tag - и опять в сотрудничестве с Tiger. На этот раз, было решено использовать принципиально новые идеи...
2004
В самом начале года в производство была запущена модель Deluxe Lazer Tag Team Ops (фото 21), ставшая доступной для покупателей в середине 2004. В конце года, во время рождественского сезона, эта модель побила все рекорды популярности.
Несмотря на незначительные недоработки, новые бластеры абсолютно не залеживались на прилавках магазинов. Кроме того, то там, то здесь на территории США стали появляться локальные клубы любителей Lazer Tag, объединявшие местных поклонников игры. Такой успех однозначно означал "зеленый свет" разработке и производству новых моделей.
В этом же году в продажу поступил и фирменный аксессуар - стильное головное переговорное устройство - Team Comm Headset, рабоавшее на частоте в 900 МГц. Дальность действия этого комплекта была от 200 до 300 метров; кроме того, радиосвязь, устанавливаемая при помощи него, была свободна от помех, присущим другим радиостанциям подобного класса.
В этом же году началась разработка модели IRT-2X Drone, которая была завершена к середине 2004 г. В продажу, однако, в этом году бластер не поступил - из-за некоторых недоработок. К этому же времени относится и начало разработки модели Tag Master Blaster. 
2005
Модель IRT-2X Drone поступает в продажу в конце января. По мнению экспертов, эта модель однозначно лучше предыдущей Deluxe, хотя и имеет некоторые недоработки (среди них чаще всего называют маленький размер ЖКИ-дисплея). Однозначно, эргономика нового бластера улучшена, также как и ее игровые характеристики.
Изначально, бластеры Drone планировалось выпускать в новых цветах - синем и темно-красном, но из-за многочисленных согласований с разрешительными инстанциями, первые выпуски были сделаны в "стандартных" оранжевом и зеленом цветах. Позднее, согласование все-таки было получено, и на данный момент встречаются все четыре цветовых схемы окраски бластеров.
В начале года в продажу поступил также первый комплект аксессуаров - Accessory Kit, состоящий из продвинутого прицела и датчика Thunder Pack с вибробатареей, сигнализирующего о выстрелах и поражениях игрока.
В конце года, под Рождество, поступил в продажу и новый бластер - Tag Master Blaster, оснащенный выстреливаемой ракетой с поражением по ИК-лучу и дистанцией эффективного поражения порядка 150 метров в условиях яркого солнечного освещения.

Краткая история брэнда Q-Zar (Quasar) и смежных торговых марок:
Любимый лазертаг Землян *
Система Q-Zar была создана Джиофом Хазельхерстом (Geoff Haselhurst) в 1987 в Перте (Австралия), после чего была продана ирландской компании Leisure Corp. (интересно, что одним из основных инвесторов Leisure Corp. была рок-группа U-2) и названа Quasar (это название используется и по сей день в Великобритании и Ирландии). В связи с некоторыми осложнениями, возникшими при попытке зарегистрировать наименование Quasar в других странах, на международный рынок компания вышла уже с торговой маркой Q-Zar.
В 1993 году, в связи с расширением рынка сбыта, компания переезжает в Даллас (Техас, США; при этом, производственная база остается в Дублине, Ирландия). Основателями американского отделения, изначально действовавшего на правах франшизы, являлись Том Батлер (Tom Butler) и Айвано Кафолла (Ivano Cafolla), затем к ним добавились Джон Кук (John Cooke), Вэйн Морган (Wayne Morgan) и Даррен Берк (Darren Burke). Благодаря усилиям этой команды, вскоре общее количество арен в США, Канаде, Южной Америке и Азии возросло до 275.
В 1995 Батлер добивается признания американского подразделения (Q-Zar USA, Inc.) Головной компанией, получая все права на марку Q-Zar и производственные мощности в Дублине (Ирландия) в свое подчинение. В этом же году начинаются разработки принципиально нового оборудования, идущие сразу по четырем направлениям (Q-6, IQ, Q-Kidz).
В 1996 компания вступает в NASDAQ и размещает акции на бирже в Торонто (публичное акционирование).
В 90-х годах Q-Zar USA, Inc. вступает в партнерские отношения с компаниями CEC Entertainment (Chuck E. Cheese), Sega Japan, Namco и Brunswick.
К 1996 году арены Q-Zar были открыты уже в 52 странах мира (общее количество арен достигло 400), а на Олимпийских Играх в Атланте (1996) Q-Zar USA, Inc. был назначен официальным поставщиком развлекательного оборудования для олимпийской деревни. Именно последнее и явилось первым шагом на пути к банкротству компании: выложив за право являться эксклюзивным «поставщиком развлечений» на Олимпиаде более 2 млн. долларов США, Батлер не получил того рекламного эффекта, на который рассчитывал – из-за внезапного изменения в планах строительства олимпийской деревни, арена была перенесена в зону, закрытую для журналистов (вместо того, чтобы, как планировалось ранее, оказаться в т.н. «Международной зоне»). В связи с этим, Q-Zar USA, Inc. подает судебный иск против Олимпийского комитета, который, однако, не увенчался успехом и, после почти 1 млн. долларов дополнительных судебных издержек, был отозван в 1997 году.
Продажи оборудования неизменно возрастали (так, во второй половине 1995 чистый доход компании составил 1,8 млн. долларов США, а в в первой половине 1996 – уже 4,4 млн. + 0,19 млн. в качестве дохода от акций), и в конце 90-х руководство компании инвестирует значительную часть прибыли в производство и разработку принципиально новых систем. В связи с перераспределением бюджета с маркетинговых затрат на производственные, на складах начинают скапливаться не распроданные запасы оборудования, продать которое становится все труднее. Резкое падение оборота приводит к возникновению серьезных финансовых проблем, а требование одного из далласких кредиторов – Ханта (Hunt) – вернуть 12 млн. долларов США заставляет компанию прибегнуть к предусмотренной американским законодательством превентивной процедуре защиты от банкротства. При проведении аудиторской проверки в рамках указанной процедуры всплывают некоторые финансовые несоответствия, включающие подозрения в уклонении от налогов и использовании неучтенных наличных средств. К расследованию подключаются ФБР и Интерпол; допрашиваются все руководящие сотрудники компании, а глава компании Батлер объявляется в международный розыск (справедливости ради стоит отметить, что впоследствии все обвинения были сняты).
В 1997 Q-Zar USA, Inc. официально объявляется банкротом; после чего инициативной группой из бывших сотрудников компании создается Advanced Entertainment Concepts Inc. (AECI) – консорциум, приобретающий оставшиеся активы Q-Zar USA, Inc. на сумму в почти 5 млн. долларов США. AECI пытается предъявить права на франшизовые выплаты открытых арен, которые должны были выплачиваться в пользу Q-Zar USA, Inc. Большая часть владельцев арен отказывается платить, но в собственности AECI находятся авторизационные коды, необходимые для функционирования программного обеспечения, что заставляет операторов идти на уступки. Поступающие финансы позволяют консолидировать наследие Q-Zar и руководители новой компании - Вэйн Морган (Wayne Morgan), Фергал Фокс (Fergal Fox) и Мэттью Арден (Matthew Arden) - бывшие сотрудники Q-Zar, вместе с внешним инвестором Кевином Краудером (Kevin Crowder) планируют возродить былую мощь компании. Однако, этим планам не суждено было сбыться – бывший кредитор Хант, ранее уже отсудивший 12 млн. долларов у Q-Zar USA, Inc., но, по условиям санации все еще имеющий право голоса и в новой компании, блокирует все попытки возрождения Q-Zar.
В это же время, открытые ранее арены в Великобритании и Ирландии, продолжают поддерживаться Quasar UK и новосозданной компанией Meno Electonics (представившей собственный – доработанный – вариант оборудования под торговой маркой Q-2000).
В 1998 году Билл Лоу (Will Low) приобретает часть активов Q-Zar, создавая новую компанию Q-Zar World Wide. Моментально возникает спор о том, кому принадлежит право интеллектуальной собственности – у Билла Лоу его оспаривает компания Jarvis Entertainment, один из бывших инвесторов Q-Zar USA, Inc.
В 2003 году активы Q-zar, перешедшие к Jarvis Entertainment (всего около 1000 индивидуальных игровых комплектов), выкупаются Роблесом и Фостером (JR Robles и Tim Foster), которые создают новую компанию – Q-Zar Systems (USA). Среди целей Q-Zar Systems (USA) декларируется не только распродажа складских запасов ранее произведенного оборудования, но и его техническая поддержка и последующий апгрейд.
В 2005 году на базе британского Quasar UK создается Quasar Manufacturing Ltd., представляющая новую версию оборудования – Quasar Elite.
Индивидуальный комплект игрока (ИКИ)
Всего существовало пять серийных модификаций жилетов Q-Zar/Quasar: Q-5 (1986), Q-2 (1987), Q3 (1989), Q-4 (1990), Q-5 (1993), а также несколько спецмодификаций, не запущенных в производство (см. ниже).
Изначально, жилет представлял собой модульную конструкцию с ременными креплениями и металлическими вставками на груди и спине, на которых, в свою очередь, крепились сенсоры (датчики) поражения. Помимо датчиков поражения, в блоке заднего сенсора располагалась аккумуляторная батарея, в блоке переднего – чип и динамик. Бластер был небольшого размера (одноручный) и состоял из нескольких частей.
Следующей модификацией явился вариант Mark IIIB, в котором бОльшая часть электронных компонентов была перенесена в увеличенный по размерам и весу бластер, рассчитанный на удержание двумя руками. В бластер также были перенесены динамик, чип, аккумуляторная батарея; также был впервые добавлен информационный ЖКИ-дисплей. В сенсорных блоках жилета остались только непосредственно датчики поражения. Принципиальная конструкция модульного жилета с ременными креплениями была сохранена.
Перед выходом на международный рынок под маркой Q-Zar, ИКИ был снова изменен. Форма бластера была сохранена, но материал корпуса был заменен на более легкий пластик, что позволило добиться существенного снижения веса. Также был изменен и дизайн жилета – на смену старому пришел пластиковый цветной жилет, стилизованный под «броню», с защитными плечевыми накладками. Этот дизайн ИКИ и получил наибольшее распространение в мире (и именно одна из версий этой модификации, а именно - Q-5, известна на российском рынке).
Позже, были разработаны еще три модификации, представлявшие собой новое поколение системы Q-Zar. Однако, ни одна из этих модификаций так и не была запущена в серийное производство:
- первая – (т.н. версия Q-6, 1994 г.), не пошла «в серию» по причине отказа компании в выкупе разработки (разработчик прототипа – техасская Heads Up Technologies – запросила за свою работу 2 млн. долл. США, на что получила отказ, а впоследствии представила разработанное оборудование под собственной торговой маркой LaserTrek),
- вторая – т.н. Q-Kidz System, рассчитанная на использование детьми (единственная арена была открыта в UA Plaza в Далласе, Техас, и явилась полностью убыточной),
- третья, самая поздняя и масштабная (т.н. Q-Zar IQ), была свернута по причине банкротства и закрытия компании. По сообщениям очевидцев, система Q-Zar IQ, впервые представленная в 1995 году на международной выставке IAAPA в Новом Орлеане (и, кстати, удостоенная на этой выставке титула «Лучший продукт»), хотя и имела значительный успех в момент ее презентации, характеризовалась значительным количеством программных проблем. При этом, Q-Zar IQ был уже радиофицированной системой и с программным обеспечением, работавшим под ОС Windows. Единственная арена, оснащенная этой версией оборудования, функционировала в олимпийской деревне во время Олимпийских игр 1996 г. в Атланте (США).
В запущенной в производство версии Q-2000 от Meno Electronics были сделаны попытки избежать некоторых проблем, характерных для «классического» Q-Zar (в основном, на программном уровне), которые, однако, нельзя назвать слишком уж удачными. Тем не менее, эти модификации позволили классифицировать Q-2000 как новый образец оборудования «Q-Семейства». Первые выпуски оборудования Q-2000 по внешнему виду практически не отличались от ИКИ Q-Zar, за исключением измененного логотипа – вместо стилизованной буквы “Q” на них использовался «фирменный» знак Meno - стилизованный значок радиоактивности. Впоследствии, внешний вид бластера и жилета был слегка доработан; в материале жилета стал применяться более легкий (но и более тонкий и подверженный повреждениям) пластик.
Запущенное в производство компанией Quasar Manufacturing Ltd. оборудование Quasar Elite представляет собой еще более глубокий апгрейд системы Q-Zar. При этом, основные усилия разработчиков были направлены, в первую очередь, на повышение надежности нового оборудования и легкости его обслуживания. Незначительно изменился дизайн бластера и был полностью переделан дизайн жилета (кардинально изменена его форма, заменены эластичные ремни, изменены цвета – так, вместо «классического» зеленого был введен синий). Изначально, пластик жилетов (сам материал) был аналогичным применяемому в системе Q-2000; затем его прочность была повышена.
Примерно в это же время, Q-Zar Systems (USA) объявила о разработке нового программного обеспечения, работавшего под ОС Windows, и о выпуске его бета-версии. Планировалось, что новое обеспечение будет лицензионным (платным) и сможет по желанию оператора арены заменить старое, рассчитанное под DOS. Также было объявлено о разработке дополнительных плечевых сенсоров (датчиков поражения). Однако, ни новое программное обеспечение, ни плечевые датчики в продажу не поступили и по сей день.

Принципиальное понятие об армейской системе MILES, применяемой в тренировочных целях
Multiple Integrated Laser Engagement System (MILES) является комплексной тренировочной системой, обеспечивающей реалистическую имитацию боевых действий для солдат, принимающих участие в учениях. MILES обеспечивает тактическую имитацию прямого вооруженного столкновения при помощи использования безопасных для зрения лазерных «пуль». Каждый принимающий участие в учениях солдат и единица военной техники снабжается системой фиксирования «поражения», учитывающей попадания оппонентов для получения четкой статистики «боевых потерь». Лазерные эмиттеры крепятся на индивидуальном вооружении солдат, а также на системах поражения, установленных на военной технике, и позволяют с максимальной аккуратностью имитировать реальные дистанции выстрелов и уровни летальности различных систем вооружений. Подтверждено, что система MILES в значительной мере позволяет поднять уровень боевой подготовки военнослужащих, повышая таким образом общий уровень эффективности вооруженных сил.
Устройства системы MILES используются преимущественно для имитации прямых вооруженных столкновений, на уровнях от взвода до бригады, и позволяют точно симулировать выстрелы и эффекты поражения реальных систем вооружений – таких, как танк M1 Abrams, БМП Bradley, БТР M113, колесные транспортные средства и нестреляющие цели. Дополнительно, базовые функции системы MILES имитируют и бронебойные вооружения, пулеметы, автоматы, винтовки; также предусмотрено использование вспомогательных устройств – таких, как контроллер («маршал»), обеспечивающий настройку и контроль программных параметров.
В системе MILES используется звук холостого выстрела для слуховой и визуальной имитации «выстрела», производимого лазерным эмиттером, посылающего лазерную «пулю», которая «убивает» или «ранит» оппонентов во время тренировки. Эмиттеры системы MILES стреляют кодированными лазерными лучами по детекторам, закрепленным на живой силе и технике, принимающей участие в учениях. Когда лазерный луч поражает детектор, это засчитывается как поражение, либо близкий промах. Детекторы различают силу летальности лазерных эмиттеров, имитирующих системы вооружений разных уровней летальности. Например, лазерный луч, имитирующий выстрел из винтовки M16 не будет засчитан в случае попадания по детектору, установленному на бронированной цели. Использование холостых выстрелов применяется специально для придания тренировочному процессу максимальной схожести с реальными стрельбами из различных систем вооружений, применяемых на поле боя.
Как боевая техника, например, танк M1, так и различные вспомогательные транспортные средства могут быть оборудованы специальными комплектами детекторов для транспортных средств – комплектами Vehicle Detection Device (VDD). Такие комплекты состоят из пульта, монтируемого внутри транспортного средства и обеспечивающего декодирование поражающих лучей и декодирование рикошетов и лучей, имитирующих взрывы мин, а также обеспечивающего создание целостной картины нанесенного транспортному средству ущерба. Пульт включает в себя приемник GPS для определения местоположения. Местоположение, а также прямые попадания и рикошеты обрабатываются системой управления, также монтируемый на транспортном средстве. Детекторы поражений, разработанные для каждого отдельного типа боевой техники, крепятся снаружи корпуса при помощи специальных поясов. Антенны приемника GPS и модуля системы управления также крепятся снаружи корпуса.
Основной комплект устройств системы MILES (т.н. Basic MILES) был разработан и начал поступать на вооружение армии США в конце 70-х – начале 80-х годов прошлого века, и на момент создания представлял собой продукт самых передовых технологий. Комплект Basic MILES являлся основной системой имитации прямого вооруженного столкновения, применяемой на тренировочных базах армии США. Тем не менее, сегодняшние требования к боевой подготовке уже не могут быть удовлетворены системой уровня Basic MILES. Применяемые в Basic MILES технологии не поддерживают уровень точности, требуемый в современных условиях. Basic MILES не предусматривает записи действий участников для последующей разборки после учений, и это является основной проблемой системы.
Система Basic MILES достигла конечной экономической стадии ее использования; запчасти, необходимые для ее поддержания более не доступны на рынке электроники. Сложный инженерный алгоритм компонентов системы вызывал определенные логистические проблемы. Как следствие, Армия США начала поиск альтернативы устаревшей системе.
Для избежания подобных проблем в будущем, было принято решение разработать устройства, отражающие улучшенное моделирование современных систем вооружений, и при этом не вызывающих осложнений при их обслуживании. Так, для этих целей в поздних версиях MILES был увеличен жизненный цикл источников питания, снижено энергопотребление компонентов системы, улучшены электронные схемы, приняты другие меры для уменьшения эксплуатационных затрат и повышения надежности системы.
В 1993 году Армия США инициировала программу MILES 2000. Целью этой программы явилась замена системы Basic MILES современным оборудованием. В соответствие с программой, оборудование MILES 2000 должно быть установлено на всех тренировочных базах Армии США.
Программа MILES 2000 предусматривает сохранение функциональности Basic MILES, совместимость с компонентами Simulated Area Weapons Effects – Radio Frequency / MILES II (SAWE-RF/MILES II), улучшенные эксплуатационные характеристики, использование модернизированных электронных компонентов и современных лазерных технологий для повышения эффективности обучения.
Для передачи информации от эмиттера к детектору, в MILES 2000 используются лазерные лучи в форме импульсов. Такие импульсы передаются каждый раз, когда оружие «выстреливает». Информация, закодированная в импульсе, включает идентификационную метку стрелка и тип имитируемого вооружения. Оборудование детектора обрабатывает информацию зафиксированного импульса, выдавая отчет о поражении. Для солдата такой отчет представляет собой одно из двух состояний – «убит» или «ранен». Отчет для единицы военной техники может представлять собой индикацию нескольких состояний – «критическое поражение», «потеря мобильности», «потеря коммуникационных возможностей» и др. Все участвующие в учениях объекты – как живая сила, так и техника – оснащаются лазерными эмиттерами и детекторами. Важной особенностью новой системы является также возможность разбора действий участников учений после их завершения (т.н. After Action Review), обеспечиваемая фиксированием всех действий участников во время имитации боя.
На данный момент контракт на производство системы MILES 2000 выполняется корпорацией Cubic Defense Systems.

 

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЛАЗЕРТАГЕ В СТРАНАХ СНГ И МИРЕ

 

Самая первая арена - в СНГ была открыта в Минске в 1995 году (закрылась в конце 90-х) и использовала систему Q-Zar.
Старейшая арена - таковой из ныне действующих является арена в ТРЦ "Ролл-Холл" (Москва, Q-Zar). Второй ее отличительной особенностью является лабиринт от LaserTron.
Самая популярная арена - клуб "Лидер" (Санкт-Петербург, система Quasar Elite). Рассчитанная на 40 игроков, арена пользуется такой популярностью, что не всегда может вместить всех желающих; с целью упорядочения посещения, игроки-"профи" были разбиты на несколько лиг. На данный момент, администрация арены рассматривает вопрос о дозакупке дополнительных жилетов и увеличения их общего числа до 60.
Самая нестандартная арена - арена "БаZа" в Алма-Ате, использовавшая уникальную модификацию системы LaserMania. Использующая непосредственно лазерный луч в качестве поражающего, система LaserMania является большой редкостью за пределами США. В "БаZе" же использовались бластеры, специально разработанные для СНГ (по внешнему виду напоминали, скорее, оборудование для внеаренников).
Самая дорогая арена - находилась в закрытом в конце 2006 года РЦ "Картлэнд" на Рублевке (Москва) и использовала систему Q-Zar. Стоимость стандартного игрового периода доходила до 20 долл. США, что баснословно дорого даже по западным меркам.
Самая дорогостоящая (по инвестициям) арена - по-видимому, арена в РЦ "Варшавский Экспресс" в Санкт-Петербурге (система LaserTron). Стоимость оборудования арены системой LaserTron (вместе с лабиринтом) может превышать 300 долл. США на квадратный метр.
Самый большой лабиринт - находится на арене "Гиперболоид" (система LaserMaxx) в Киеве и имеет площадь в 750 кв. м (общая площадь арены - 1182 кв.м). Одноуровневый лабиринт оборудован трехэтажной "башней" и открытой площадкой - "площадью" - в центре. Арена оборудована тремя раздевалками, каждая из которых снабжена собственной душевой кабиной и туалетом. Открылся "Гиперболоид" летом 2006 года и рассчитан на 30 игроков.
Самый экстравагантный лабиринт - находится на рижской арене "Bowlero" (система LaserMaxx): он не только расписан художественными 3-D эффектами, но и оборудован тематическими скульптурными композициями.
Самый простой лабиринт - находится на арене РЦ "Венский Дом" в Харькове (используется система Атака) и представляет собой тканевые полотнища, натянутые между вертикальными шестами.
Первый полноценный двухуровневый лабиринт - был открыт на арене "ИгроМакс" в Москве.
Самый распространенный тип лазертага - Атака: по информации производителя (новосибирского ООО "Лазерные Технологии"), в настоящее время действуют около 25 арен. По нашей информации, количество подтвержденных арен - не менее 14. В любом случае, это рекорд (количество подтвержденных арен с оборудованием Q-Zar - не более 9). Кроме этого, Атака является самым первым коммерчески успешным отечественным лазертагом.
Самый первый внеаренный лазертаг - на территории СНГ и Балтии таковым является латвийский Specnaz, разработка которого была завершена в 2002 году, а коммерческие продажи начались в 2003.
Самые формализованные правила игры - используются игроками-"профи" на арене РЦ "Лидер" в Санкт-Петербурге и насчитывают более 30 пунктов.
Самая жесткая игра - практиковалась на арене "Старт" (система Q-Zar) в Киеве (закрыта в 2000 году): правилами, в частности, разрешалось неограниченное преследование игроков и обмотка боковых пенелей бластера ремнем; допускались опрокидывание столбов лабиринта во время игры и столкновения на скорости с оппонентами ("тараны").
Первый тотализатор - впервые денежные ставки на команду-победителя были зафиксированы во время проведения Первого Чемпионата по Q-Zar на арене "7 Звезд" в Краснодаре в ноябре 2002 года.

В Мире
Самая дорогая лазертаговская система - Photon, первый в мире лазертаг (сейчас не производится). Стоимость франшизы на одну арену достигала 1.200.000 долл. США.
Самое продвинутое оборудование - до недавнего времени таковым считалась система Stunner (самой яркой особенностью которой, помимо всего прочего, являлась роботизированная интерактивная робот-пушка с дистанционным управлением). После прекращения производства Stunner, пальму первенства разделили британская система DarkLight (использование во время игры интерактивных пунктов "продаж" продвинутых настроек и режимов игрокам в обмен на заработанные очки) и австралийская LaserForce (использование ролевых настроек с различными ТТХ игроков).
Самый знаменитый лазертаговский брэнд - Q-Zar, "любимая игра землян". Несмотря на то, что эта система не производится со второй половины 90-х, для многих людей слово "Q-Zar" до сих пор является синонимом понятия "лазертаг".
Наибольшее количество различных лазертаговских систем, предлагаемых одним производителем - принадлежит транснациональной группе Zone Empire (основанной австралийской P&C Micro), и включает аренные системы разного уровня сложности - Zone T, Infusion, Nexus, Begeara (универсальная система), Zone Skirmish (внеаренник), Hangar 51 (мобильная система). Кроме того, этой же компании принадлежит и наибольшее число зарегистрированных лазертаговских брэндов, использующихся для обозначение одних и тех же систем, но в разных странах - DarkZone, MegaZone, Zone Laser, Zone 3, Zone 4 и т.д.
Система, послужившая основой наибольшему количеству других лазертаговских систем - Actual Reality (на данный момент уже снята с производства), явилась прототипом для 4 разных современных лазертагов.
Наибольшее количество игроков, одновременно принявших участие в одной игре - 200, на полигоне внеаренной системы BattleField Sports в Австралии.
Самый тяжелый бластер - первое место разделяют стреноженный пулемет Gattling Gun американской системы Zone Skirmish и Cannon австралийской системы BattleField Sports, устанавливаемый на моторных лодках (оба бластера - внеаренные).
Наибольшее количество разных моделей бластеров - было выпущено под общим брэндом "LaZer Tag" системами Worlds of Wonder и (позднее) Tiger Electronics (лазертаг т.н. "потребительского" класса); суммарное количество выпущенных моделей и модификаций составляет более 60.